УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы _______ Ожерельева Н.Д.
Приказ № 29 от 28.12. 2015г.
Положение
об организации обучения первоклассников в адаптационный период.
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
-Устава школы;
- Письма Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» и др.
1.2. Данное положение об организации обучения в адаптационный период поможет учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального общего образования.
1.3. В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
1.4. В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
1.5. В классном журнале указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
1.6. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
1.7. В течение года учитель осуществляет персонализированный подход через самостоятельную работу ребенка, его деятельности на уроке. Результаты наблюдений становятся предметом обсуждения на педагогических консилиумах.
4.5. В конце апреля месяца проводится диагностическая работа с целью изучения освоения материала за 1 класс и проведения необходимой последующей коррекционно-развивающей работы с учащимися (май месяц). Результаты такой работы доводят до сведения родителей.
4.6. Домашнее задание не задается.
II. Организация уроков математики
2.1. Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.
2.2. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.
2.3. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).
2.4. Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
- Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «(Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.
- Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии парк, по микрорайону, на спортивную площадку; подвижные игры с различными заданиями.
- Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в магазин.
III. Организация уроков окружающего мира
3.1.Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует, однако, отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
3.2. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на спортивной площадке. Экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия в общественное учреждение в магазин, на почту). Тематика экскурсий может быть самая различная.
IV. Организация уроков музыки
4.1. Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
4.2. Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня; танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
4.3. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
пластическое интонирование;
музыкально-ритмические движения;
свободное дирижирование;
игра на элементарных музыкальных инструментах;
разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
V. Организация уроков изобразительного искусства
5.1. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
5.2. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
прогулки и экскурсии с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.
VI. Организация уроков
6.1. Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков технологии рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.
6.2. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках технологии может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.
6.3. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят на уроках для дальнейшей работы: листья, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.
Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Уроки на свежем воздухе могут включать игру и конкурсы, связанные с подбором природного материала. Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок,
5. Взаимодействие с родителями.
Для успешной адаптации ребёнка необходим тесный деловой контакт с родителями детей, позволяющий объединять воспитательные усилия и избегать ситуаций, когда к детям предъявляются противоречащие друг другу требования.
5.1. Средствами установления и поддержания контакта с родителями являются:
5.1.1. родительские консультации (1 раз в месяц);
5.1.2. персональное общение педагога с родителями (по запросу);
5.1.3. информационные листки;
5.1.4. регулярная отчётность о развитии детей (по запросу).
6. Делопроизводство.
6.1. На каждого ребёнка педагогом оформляется индивидуальная карта развития, в которой отражаются все направления личностного развития ребёнка.
6.2. Результаты обследования адаптации обсуждаются на педсовете и фиксируются в карте развития (не менее 2 раз в год).
6.3. Классный руководитель отслеживает динамику развития универсальных учебных действий, согласно Программе УУД. Результаты фиксируются в «портфолио» ученика и доводятся до сведения родителей на консультации (с учётом конфиденциальности).
6.4. По итогам 1 четверти и в конце года проводится педагогический консилиум по результатам наблюдений и психолого-медико–педагогического обследования. Результаты отражаются в протоколе, справке по итогам адаптации первоклассника к школе.
|