УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
. ___________ Ожерельева Н.Д.
Приказ № 29 от 28.12. 2015г.
Положение
о рабочих программах
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с пунктом 1, 5, 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и определяет структуру рабочей программы по предметам учебного плана, реализующим образовательные программы общего образования.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., вступивший в силу с 01.09.2013г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения;
- Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
1.2. Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения предмета, дисциплины (модуля), требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.
1.3. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, разрабатывается педагогами на основании примерной учебной программы и учебного плана школы, с учетом требований регионального и школьного компонентов.
1.4. Рабочая программа разрабатывается по всем предметам, реализуемым в ОУ в рамках основных и дополнительных образовательных программ.
1.5. Рабочая программа разрабатывается в целях:
- определения содержания учебного материала, объема знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по предмету;
- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- повышения профессионального мастерства педагогов.
1.6. Функции рабочей программы и требования к ней.
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какому уровню общего образования она относится, выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.7. Функции программы определяют следующие требования к ней:
- Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
-Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
- Наличие признаков нормативного документа.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
- . Конкретность представления элементов содержания образования.
2. Структура и содержание рабочей программы
2.1. Обязательными структурными элементами рабочей программы учителя являются:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета, курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
- критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
- перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематический планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) и средств обучения.
2.2. Требования к содержанию:
2.2.1. Титульный лист – структурный элемент программы, в котором указывается:
- полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом);
- графа утверждения с указанием даты и номера приказа;
- наименование курса, предмета в соответствии с учебным планом школы;
- указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;
- ФИО учителя, составившего данную рабочую программу;
- название места и года разработки рабочей программы
2.2.2. Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, в котором, как правило, содержатся следующие сведения:
- цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения, класса;
- отражение расширения целей и задач изучения предмета по сравнению с примерной программой за счет введения регионального компонента;
- нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
- сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;
- указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
- информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
- ведущие формы и методы, технологии обучения;
- механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся;
- используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе;
- информация об используемом учебно-методическом комплекте по предмету.
Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы школы и может быть выстроено по темам с выделением разделов.
Учитель самостоятельно:
- раскрывает содержание разделов, тем;
- определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
- разрабатывает требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы школы;
- наименование лабораторных, практических и иных видов занятий при изучении раздела (темы).
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников) – структурный элемент рабочей программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного предмета на конец учебного года.
2.2.3. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы:
№
|
Тема (блока)
|
Часов
|
Контрол. раб.
|
Практ. раб.
|
Лабор. раб
|
|
|
|
|
|
|
2.2.4. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.
Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год (полугодие) в соответствии с рабочей программой.
В календарно-тематическом плане должно быть определено:
- тема каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
- количество часов, отведенное на изучение тем, разделов;
- даты прохождения темы, раздела;
- виды, формы контроля;
- и др. в соответствии с особенностями предмета.
Он может быть представлен в виде таблицы, в которую учитель по своему усмотрению может вносить некоторые изменения:
№ урока/ дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Содер-жание
|
Требования к уровню овладения (подготовки учащихся)
|
Вид конт-роля
|
Доп. содер-жание
|
Дом.задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.5. В разделе «Перечень литературы и средств обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.
3. Согласование и утверждение рабочей программы
Рабочие программы по учебным предметам представляются учителями для согласования на заседание педагогического совета школы не позднее 31 августа календарного года, директором школы утверждаются не позднее 1 сентября календарного года. Срок реализации программы – 1 год. Далее рабочая программа корректируется с учетом особенностей класса, изменений стандартов, требований к организации преподавания и иных изменений компонентов образовательного процесса и проходит процедуру согласования и утверждения.
|